Уважаемые коллеги! Каждому педагогу важно получить обратную связь от члена жюри, важно получить практические советы как не совершать ошибок в педагогической деятельности и двигаться в нужном направлении. Такую возможность предоставляют члены жюри конкурса «Роза Ветров», они делятся своим опытом, профессионализмом и дают рекомендации, анализирую выступления ваших учеников. Ниже мы приводим лишь отрывки из некоторых рекомендаций. Эти примеры говорят о высоком профессиональном уровне состава судейской комиссии.

Вы можете заказать рекомендацию в письменном формате (примеры ниже) или в формате индивидуального разбора выступления через систему ZOOM. Свои вопросы можно отправить на почту festival_rv@list.ru

Номинация «Театр», «Художественное слово»

«…Выбор материала. От выбора материала зависит успех или не удача будущего спектакля, степень подготовленности юных артистов, решение и выполнение тех или иных задач, поставленных автором пьесы или инсценировки. Понятна сложность поиска драматургии для детей и подростков. Вам удалось выбрать тот материал … который попал в ребят и совпал с их мироощущением. Инсценировка. Не знаю, кто автор инсценировки, но догадываюсь, что это вы и вам это удалось. Написать грамотную инсценировку – нужен большой талант. Умение выдержать сюжетную линию, грамотно скомпоновать повесть, не бояться убрать «лишнее»: что нарушало бы вашему режиссерскому замыслу спектакля и лишало бы его действия и давало бы динамику определенной сцены и всего спектакля в целом. …Решение сценического пространства места действия и времени: Спектакль … сделан и построен в формате условно-игрового театра, что оправдывает педагогический подход: методику «игрового театра» или «к игровому театру» - концепции организации драматического действия на основах и законах игровых взаимодействий, помогает сформировать юную актерскую личность, для которой игровые процессы, игровая идеология является естественным способом творчества и как способ сохранить живое актерское любительское искусство в эпоху массовой культуры и цифровых технологий. …Перед началом спектакля на сцене мы видим две черные ширмы, располагающиеся по обе стороны кулис, школьная доска и задник – напоминающий одну из стен школьного класса. Эта условность декорации поможет в дальнейшем определять место действия и время спектакля… игровой элемент, который помогает созданию образа спектакля, привносит определённую атмосферу, через игру с предметом помогает юному артисту во взаимодействии друг с другом. Главное, что этот приём развивается на протяжении всего спектакля… .Музыкальное оформление. Подбор музыкального материала соответствует жанру и стилистике спектакля в целом: той … эпохе, духу времени. Музыка – это один из элементов выразительных средств в создании атмосферы спектакля, как общей атмосферы, так и отдельной сцены…. Мизансцена. Мизансцена является одной из важнейших выразительных средств режиссера и актера в процессе реализации замысла…Мизансцена – действенна. По своему композиционному построению мизансцены могут быть разнообразны. Сцена имеет свой объем, глубину, многоуровневость и т.п. Особую сложность вызывает в выстраивании мизансцен в ансамблевом спектакле, каким является ваш - это групповые мизансцены. С ними вы справляетесь успешно, могу представить, чего вам это стоило. Интересно наблюдать, как ребята в них свободно существуют и взаимодействуют. … Темпоритм спектакля. Темпоритм - выдержан, что позволяет действию спектакля развиваться быстро и динамично. Актёрское существование. Вот мы подошли к основному моменту разбора спектакля, без чего и кого не может существовать театр – без актера и зрителя! Но речь сейчас пойдет о юных артистах. …Ребята видят и слышат друг друга, взаимодействуют, воспринимают, берут события и в соответствии с этим реагируют на ту или иную ситуацию. Прекрасно работают с предметами. Хорошая дикция и работа со звуком. Свободные и пластичные. Обладают чувством юмора, иронией над ситуацией и зачастую самоиронией над собой и персонажем… …В спектакле, где заложена структура ансамбля, не принято выделять кого-то из детей. Но мне хочется отметить исполнителя главной роли. Наверняка, при выборе данного материала, вы руководствовались тем, что у вас есть такой артист, который сможет сыграть и протянуть сюжетную линию спектакля. А мы знаем, что распределение ролей и верный выбор главного героя – это 70% успеха спектакля. Парень тонко чувствует материал, свободен, яркий темперамент, меняется, прослеживаются элементы импровизации и т.п. …Спектакль получился ярким и динамичным, лёгким и простым для восприятия…»

«Уважаемые… Спасибо Вам за вашу искреннюю любовь к любительскому театру. В вашей студии занимаются замечательные и талантливые ребята. Они красивы и прекрасны не только внешне, но и главное душой. Ребята обаятельные и у многих исполнителей проявляется ярко выраженный темперамент. Воспитать такой прекрасный коллектив требует определенных профессиональных умений и навыков. Мне очень жаль, что в сложившейся ситуации в стране и мире, я не смог посмотреть ваш спектакль в режиме реального времени на фестивальной площадке. Мы с вами понимаем, что театр – это прямое живое общение артиста со зрителем, и никакой видео-формат не заменит его энергетическое и эмоциональное воздействие между ними.
Разбирать спектакль, не зная многих нюансов процесса рождения спектакля и его дальнейшей судьбы - это не простая задача. Возникают вопросы: Когда поставлен спектакль? Сколько раз успели сыграть? Сколько юные актёры занимаются в театральной студии? И т.п. В любом случае я как зритель смотрю результат, придуманный вами и сыгранный артистами спектакль. В моё понятие не входит такая позиция, как нравится-не нравится. Меня – зрителя, - увлекает история, либо нет, я включаюсь - либо не включаюсь в сюжет, мой глаз «цепляется» за артиста - либо этого не происходит, т. е. сейчас я говорю о моем зрительском восприятии. А профессиональная моя задача поделиться своими впечатлениями и если возникли какие-либо вопросы и проблемы попытаться разобраться вместе с вами. Но всё по порядку: Выбор материала. … Вам удалось выбрать тот материал, который попал в ребят и совпал с их мироощущением…Жанр. Опять же, жанр спектакля … я думаю, вы определяете, как музыкальная сказка, т.к. в ней присутствуют музыкальные и вокальные номера. Вы выставляете свой спектакль в номинацию: «драматический спектакль», понимая, что он не дотягивает до музыкального спектакля? Вы правы, действительно, если рассматривать с точки зрения характеристики построения, законам и критериям музыкального спектакля, то он не отвечает этим требованиям. Это и законы построения музыкального номера, пластического решения, живому исполнению. Но рассматривая, с точки зрения, драматического спектакля музыкальные номера режиссером не до конца придуманы и проработаны. В них слабо прослеживается микро-история, пластическое решение и основная сложность вокального исполнения – «действенное пение»… Решение сценического пространства места действия и времени: - Спектакль … решен в формате условного театра…Эта условность декорации поможет в дальнейшем определять место действия и время спектакля… По общему ощущению, спектакль сложился! Но получился не ровным. Он поделился у меня на две части. Первая половина - юные актеры внимательные, воспринимают: видят и слышат, точно взаимодействуют, несут атмосферу спектакля, есть энергия, верное самочувствие.
Вторая половина – что-то с артистами произошло: стали менее внимательными друг к другу, как-то быстро «сдулись» - ушла энергия, некоторые актеры стали говорить текст, много обозначать.
Что случилось? – спрашиваю я себя. Что произошло и что послужило поводом для столь резкой перемены?... Но есть основные проблемы, на которые стоит обратить внимание: Восприятие – один из основных элементов актерской психотехники…У юных актеров в какой-то момент нарушается процесс восприятия, начинают плохо слышать и видеть друг друга. Это связано с тем, что артисты внутренне торопятся. Мы им говорим, что надо быть активнее, энергичнее в той или иной сцене, двигать действие, держать темпоритм всего спектакля в целом. У детей происходит путаница, подмена внутреннего ритма персонажа и внешним темпом спектакля… Следующая проблема в спектакле – это «подснятые» конфликты и события в спектакле. Они у вас есть и разобраны, но их нужно обострять… Далее, не берется по-настоящему событие… Мизансцена... В спектакле вы верно простраиваете мизансцены, но иногда не хватает разнообразия и действия в них. Вот, например, сцена…
Особую сложность вызывает выстраивание групповых мизансцен…Но в этом проглядывает статика, уходит жизнь… Темпоритм спектакля. Темпоритм - выдержан, что позволяет действию спектакля развиваться быстро и динамично..Сценический костюм.Прекрасно выполнены костюмы. Они помогают в воссоздании сценической жизни,- сказочной «правды». Через костюм юные артисты пробиваются к своим персонажам, характерам… Актёрское существование.Вот мы подошли к основному моменту разбора спектакля, без чего и кого не может существовать театр – без актера и зрителя! Но речь сейчас пойдет о юных артистах.Нечасто встретишь детский театральный коллектив, который живет на одной волне и дышит одним воздухом творческой атмосферы, воспитанных в единой системе творческих координат. Воспитать ансамбль и чтобы каждый артист был в нем заметен и выразителен, оставался личностью – это дорого стоит… При некоторых проблемах и вопросах, которые я озвучил выше: ребята видят и слышат друг друга, взаимодействуют, воспринимают, по возможности берут события и в соответствии с этим стараются реагировать на ту или иную ситуацию. Учатся овладевать и работать с предметами. Хорошая дикция, но когда моментами кто-то из артистов перестает взаимодействовать, начинает говорить текст и от этого возникает монотонность. Свободные. Многие обладают чувством юмора….Прикасаются к образу и характеру персонажа…. Проблемы: 1 Восприятие и взаимодействие. 2 Конфликт и событие…»

«Выбор материала… Вам удалось выбрать тот материал – сказка на новый лад, который попал в ребят и совпал с их мироощущением… Режиссерское решение. В связи с тем, что качество видеозаписи спектакля не всегда четкая, прослеживается след монтажа-склейки пролога и первой сцены действия и я не понимаю, как вы решаете смену сценического пространства места действия и времени. Лишь спустя какое-то время я догадываюсь, что через затемнение. Такое решение может быть? Может. Но оно происходит долго, останавливает действие и темпоритм всего спектакля. Поэтому наша задача, как режиссера, придумать форму спектакля и при помощи разнообразных приемов решить эту проблему… Декорация: атмосфера и стиль в спектакле. Декорацию нельзя рассматривать отдельно от обсуждаемого нами вопроса. Это важный и неотъемлемый элемент спектакля… При решении сценического пространства места действия и времени, старайтесь досконально продумать «географию» входа-выхода персонажей на сцену. Следите, чтобы артисты не пересекались и не сталкивались в кулисах друг с другом, если это, конечно, не предусмотрено сюжетом пьесы - чтобы у зрителей не возникало вопросов и не отвлекало их от основного действия спектакля…Одним из таких путей может быть – обращение к условно-игровому театру, что оправдывает педагогический подход: методику «игрового театра» или «к игровому театру» - концепции организации драматического действия на основах и законах игровых взаимодействий, которая помогает сформировать юную актерскую личность, для которой игровые процессы, игровая идеология является естественным способом творчества и как способ сохранить живое актерское любительское искусство в эпоху массовой культуры и цифровых технологий..Как сделать так, чтобы драматургия, драматическое действие и актерское существование было живое? Придумать форму. Например, я фантазирую,… Ага…беру все, что вы прекрасно придумали и сделали. Но мне нужны механизмы: законы и приемы, правила игры в спектакле, чтобы зрителю было все понятно и их я должен заявить в самом начале. Придумываю новый пролог… В детской комнате может быть что угодно: ёлка, всевозможные игрушки, стол, кресло, стул, цветы и т.п. Это снимает вопрос перестановок в спектакле… И главное определил и в дальнейшем вместе с юными артистами нашли верный и живой способ существования на сцене. Работа с предметом – не до конца освоена юными артистками, у некоторых из них - прослеживается проторопленность в работе с ним и небрежность. Возможно, на это не хватило времени, но это сразу бросается в глаза… Буду ждать «живой» встречи на фестивале «Роза Ветров»!»

«…Актёрское существование… При всей любви к Вам, вашим Артистам, вашему спектаклю не могу не сказать об основной проблеме – ВОСПРИЯТИЕ! …В принципе, верно, каждый персонаж сразу врывается в определенном конфликте, несет некое событие, при этом они смотрят, но не видят партнера. Это как в жизни: при встрече с кем-то, мы разве не встречаемся взглядом с человеком, не фиксируем, какое у него настроение и в связи с этим не пытаемся выстраивать свои взаимоотношения? Распространённая ошибка, нас режиссеров в том, что актеру, давая задание и ставя задачу, мы пропускаем момент встречи партнеров. Т.е. артист должен всегда существовать в связи с партнером! От правильной поставленной задачи возникает действие!... Вторая проблема заключается в том, что они играют образы и характеры и не пробиваются к себе и через себя. С трудом пытаются соединить свое «Я» и «Образ». Верно, что юные артисты заявляют характер и образ, но в нем и остаются в первой части, не подключаясь к себе. Ведь во второй части они с этим прекрасно справляются. Значит, не понимают механизма соединения. Помогите им с этим разобраться.»

«…Жанр. Литературно-музыкальная композиция – этот один из видов современного театрализованного представления, сегодня как никогда востребован. В нем органично сочетаются литературно-художественные и музыкальные элементы. Они целенаправленно и наиболее продуктивно воздействуют на восприятие зрителя. Литературная – это значит, что в основе сценария, в вашем случае, лежит художественная (поэтическая) литература. Удивительно, как юные артисты чувствуют поэзию, слово, стиль произведения. Музыкальной – называют потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом оказывается частью действенной структуры и драматическим элементом композиции. Подбор музыкального материала соответствует жанру и стилистике композиции в целом: той советской военной эпохе, духу времени. Музыка – это один из элементов выразительных средств в создании атмосферы композиции, как общей атмосферы, так и отдельной сцены, и вам удалось создать и передать ее … создание литературно-музыкальной композиции – сложный процесс, который делается на основе какой-то идеи – пронизывающей всю композицию, одной темы (одной мысли), вкуса человека, выбора материала, умении компоновать и т.д. Вы успешно владеете художественными приемами, в вашем случае – творческим монтажом, композиционными приемами, пространственными особенностями сценической площадки. В работе вы реализуете свой режиссерский замысел на стадии решения при помощи выразительных средств: музыка, свет, мизансцены, предметы на сценической площадке, темпоритм, пространство, костюмы….»

«…Современный театр сложен и многообразен. Уследить за новыми тенденциями не просто. Чистого жанра практически не осталось. Современный театр становится многожанровым. Для театра 21 века и от части вашего спектакля характерно соотношение и перекличка тем, существование на подмостках вымысла, реальности, фантазии, документальных свидетельств, игра временем и пространством. Через театральную условность вы решаете сразу несколько проблем: место действия и времени, стилизацию сценического костюма, оправдываете применяемый вами кинематографический прием – монтаж и склейка сцен в спектакле…Режиссерский замысел и решение…Вам удалось написать хорошую, крепкую инсценировку в связи с вашим режиссерским замыслом.Великий театральный режиссер А. А. Гончаров, всю жизнь возглавлявший известный «Академический Театр имени В. Маяковского» говорил, что спектакль не может существовать без режиссерского замысла, того посыла, той «телеграммы» в зал. Режиссер (режиссерский замысел) – это проводник между автором и зрителем. Было приятно наблюдать, как артисты справляются с темой вашего режиссерского высказывания…При помощи материала, который вы используете в постановке, создается ощущение документальности, подлинности, живого и настоящего. Это позволило юным артистам прочувствовать атмосферу и дух того времени…Спектакль вы решаете при помощи условного театра. Вы точно подчиняете его задачам, форме, содержанию и приемам… Через прием «затемнение» - перехода на другую сцену, который вы используете, происходит перестановка. А почему актрисы не могут открыто организовать это «безопасное место», что позволило бы им существовать в определенном темпоритме, добавило бы им действия и оправданно-верного самочувствия в сцене…Музыкальное оформление. Музыка к спектаклю – очень сложное понятие. Музыка в спектакле – это сам спектакль. Это его ритмическая партитура. Бывает, что вообще фонограммы нет, но спектакль очень музыкальный. А иногда, как в вашем случае, ровно наоборот: музыка поднимает юного артиста, его эмоцию, дает «настроение», создает атмосферу, какой-либо сцены и всего спектакля в целом. Но сейчас, особенно это наблюдается в первой части спектакля, происходит совпадение у артистов – их самочувствия с темпоритмом и настроением музыки. Нужно ломать эту структуру и работать на контрапункте при помощи определенного актерского существования…
Это архисложная задача для юного артиста, с которой ребята успешно справляются.
- Артисты понимают, чувствуют форму и содержание. Найден способ существования актера на сцене. Умело присваивают драматический текст.
- Хорошая дикция и работа со звуком, чувствуется партнерский подхват.
- Ребята видят и слышат друг друга, взаимодействуют, воспринимают, «берут» события и в соответствии с этим реагируют на ту или иную ситуацию.
- Наполненные, существуют в верном самочувствии.
- Прекрасно работают с предметами.
- Свободные, органичные и пластичные.
- Прикасаются к образу и характеру персонажа.
- Только при совокупности точного решения режиссерского замысла и исполнения поставленных задач – у юных актеров рождается верная действенная энергия, способная передаваться даже через экран компьютера.
- Но самое главное, что артисты искренние, получают удовольствие от материала, друг друга и творческого процесса в целом.»

«…Но главная тема, вашего спектакля, я считаю - это любовь. Любовь главного героя к людям, которые его окружают, любовь других людей к нему, любовь, которая рождается в сердцах молодых людей друг к другу. У вас получилось рассказать современную и предельно честную историю. Меня приятно удивило и обрадовало, как артисты чутко почувствовали и справились с этой темой….Декорация. Атмосфера и стиль в спектакле. …Вами все придумано и учтено. В любом жанре существуют свои законы, есть своя сценическая «правда». Ваша декорация мобильная, действенная, задает настроение, образ, поддерживает единую стилистику спектакля.
Декорацией служат мобильные металлические конструкции, которые по ходу развития сюжета обозначают место действия и время, трансформируются в предметы интерьера. Они служат «образом» - деструкцией: какого-то надломленного сознания внутреннего мира главного героя, какого-то одиночества, оставшегося один на один со своей бедой. А в финале этот «образ» трансформируется в «Эйфелеву башню» – символ любви и, хочется верить, победы над стереотипами в обществе. При помощи открытого приема, работы с конструкциями, вы оправдываете ваше режиссерское решение. Этот прием помогает задать верный темпоритм какой-либо отдельной сцены и всего спектакля в целом. Так же он несет функцию – элемента игрового театра, при помощи которого у артистов включается творческое воображение, например, взаимодействие с декорацией, как с предметом – диван, или местом действия – «кроличья нора»…»

«…При чтении произведения мы опираемся на следующие критерии:
а) СМЫСЛ. АВТОР. ЖАНР.
«Я» + «АВТОР» Соединить мысль автора со своим пониманием произведения, пропустить через себя. Подходить к произведению: Вокруг автора, собственно сам автор и само произведение (Про что и о чем).
б) СОЗНАНИЕ. Про что? СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ТЕМЫ:
Понимает ли юный артист, про что читает или не понимает, а может - понимает, но не до конца. На мастерстве актера это называется ПРОЦЕСС. Девочка с этим прекрасно справляется. Восприятие и понимание исполняемого произведения. Есть проблема с восприятием. Нарушен процесс восприятия – «киноленты видения». Она работает кусочками: то видит, то не видит. Ярким примером является финал… Еще один момент, говорящий о недостаточно глубоком погружении в историю – это руки чтеца. Дирижирование и неосознанное показывание своего внутреннего темпоритма. Эти проблемы легко устраняются, так как она чувствует и любит поэзию. У нее большой потенциал…»

Номинация «Хореография»

«…Композиционное решение данного номера на очень хорошем уровне. Видны эмоции, характер, энергия. Это очень хорошая база для дальнейшего развития и становления исполнителей как профессионалов. Видно, что есть желание и любовь к танцу.
Но на данном этапе девочки физически не сформированы, чтобы выполнять грамотно и четко поставленную танцевальную технику. Не спешите с объемом информации. В данном случае лучше дать меньше задач, меньше лексики. Постарайтесь сконцентрироваться на исполнении, потому что грамотное исполнении, даже пусть не самых сложных элементов, в сочетании с эмоциональностью и яркостью номера может дать очень приличный результат для данной возрастной категории. Попробуйте упростить некоторые элементы и доработать более простые, чтобы получать хорошие конкурсные места...»

«…Что касается постановочной работы, то она не имеет прямого отношения к народному стилизованному танцу. Нет базовой лексики народного танца, нет народного стилизованного костюма, нет песенно-музыкального материала (песня авторская, эстрадная). По всем позициям и критериям – номер эстрадный, интересный по своему решению. У Вас замечательная финальная картинка-мизансцена…»

«…они могут быть и крылышками диковинных бабочек, стрекоз, волшебных птиц. Музыка (с Восточной пентатоникой) может выглядеть в танце динамично (перебежки, порывы, всплески, прочесы-фигуры), круг с верхним и нижним краем, с волной-развитием, с интересными контрпричесами-переходами, образные рисунки-фигуры. На данный момент получилась этюдная зарисовка, статичная, с несколькими гимнастическими движениями. А ведь Восток – это образная изобразительность…»

«…Получилась нестандартная интерпретация известного образца классического наследия народного танца. В какой-то степени это можно понять, потому что это очень сложный для исполнителей танец. Но желательно давать хотя бы «цитату», основной ход, чтобы было что-то Владимирское, региональное, аутентичное.
Например, Вы можете взять другую музыку и смело под нее танцевать топотушки-човганцы, шаги-приставки. Также очень много статики линейных рисунков. В таком качестве «Владимирскую» топотуху на конкурс лучше не выставлять, для внутренней учебной работы – самый раз! К сожалению, руки «связаны» фартуком…»

«…Можно усложнить лексику, украсить рисунки – не только в линиях. Ковырялочки, выносы ног на каблук постарайтесь исполнять с корпусом, с головой – добавлять наклоны «к» + «от» ноги. Больше общения друг с другом, а не «на зрителя». Музыка с элементами стилизации «Микс», поппури с нескольких тем нарушают музыкальную и структурную целостность всего номера. В самом начале, когда сцена «пустая» (целых 16 тактов) можно сделать игровое начало, отправную смысловую «точку» в танце. Прямолинейность рисунков напоминает отчет-урок перед родителями, в конце года. Добавьте ракурсы в т.2 и т.8 в линиях, и исполнители будут обращены друг к другу для общения, а не в точку 1, в зрительный зал. К тому же линейность дает статику, а не динамику рисункам…»

«…Один из самых удачных по решению номеров. И кроме танцевальности отметим неплохую синхронность, отработку репетиторскую и ансамблевость исполнения, зажигательность музыки. Однако, на выходе одна девочка не попадала в музыкальный темпометроритм.
Вопрос «на засыпку» - какие казачки (кубанские, терские, забайкальские)? А ведь это – ростовские, «квасовские», донские казачки. Нужно добавить основных движений донских казачков, манеру, характер, выходку казачью. Много упрощенных элементов на 11 лет. А ведь можно уже на 15-19.
Попробуйте добавить технику вращений и дробей, богатую и разнообразную казачью женскую лексику, «изюминку», пластические находки – «зерна» в композиции. Можно отметить, что одна девушка очень уверенно вращает. Можно добавить интересные приемы, подходы в решении сценического пространства…»

«…Девушки танцевальны, координированы, аккуратны по наполнению, но им уже 15-19 лет. Нужен серьезный результат, а исполнительницы танцуют на 11-12 лет (по сложности материала).
Можно добавить комбинированные и синкопированные неоднородные крутки-вращения, яркие и сложные дроби и дробушки, с большим диапазоном исполнения и «вызовом» на перепляс, яркие эмоции, актерская подача. Тогда номер заиграет новыми красками. У исполнительниц все качества для нового уровня имеются. Нужно просто начать!
Бег простой, можно украсить «молоточками». Моталочки по точкам можно заменить красивой комбинацией (на основе тех моталочек)! Гран батманы немного нарушают эстетику народного танца. Движение на каблучках «по 32 позиции» тоже выпадает из эстетических рамок. Некоторые движения исполняются «рядом с музыкой». Теперь у девочек «связаны» руки юбками. Название «Плясовая» - это только жанр русского танца, а можно придумать образное название.
Музыка, к сожалению, не развивается. Самое простое – это уход в финале за кулисы. А вот поставить оригинальную точку – сложнее. В начале девочка вышла и сразу делает обертасы. Можно ей пригласить, вызвать «на себя», на танец всех девочек, сговориться и обыграть красиво. Подумайте над этим…»

«…Поскольку Вы заявлены в номинации «Народно-сценический танец», чистота номинации и жанра «Народный танец» требует народности во всем: в песенно-музыкальном материале, в костюме, в лексике движений, в рисунке. Песня «Деревенька» - не народная, а авторская, стилизованная, популярная. Хотя мелодии и слова приближены к народным. Исполнение номера можно назвать «искренним танцеванием», трогающим душу.
Неплохое начало – игровой кадрильный выход четырех пар. Возможен и другой – девушки вышивают подушечки для любимых, сидят на скамеечке. Появляются парни, каждый по-своему приглашает девушку на танец. Ваша возрастная группа 15-19 лет. Возрастная группа, требующая от исполнителей хорошей техники: от парней – оригинальные присядки и хлопушки, трюковое совершенство, а от девушек – вращения-крутки, сложные дроби, оригинальные виртуозные движения. Стоить сделать на это упор.
В тройках можно дать оригинальные нырки-переходы, украсить номер интересным сюжетным развитием. Данный номер можно улучшить игровым, обрядовым или сюжетным действием…»

«…Задумка и ее решение заслуживают отдельных похвал. Оригинальность номера на хорошем уровне, что позволяет ему выделяться среди прочих. Ребята танцуют номер с удовольствием. Видны эмоции, характер, манера.
Но в постановочном плане есть недочеты. Начало клумбы выстраивается долго на каноне, а каждое повторение обязательно требует развития, улучшения. Попробуйте ломать этот канон сломом ритма. Возможно, кто-то вдруг выпадает из него, что может стать интересным ходом. Тем более это в характере непослушной клумбы…»

«…Ваша постановка имеет эстрадную форму. В данном случае необходимо определиться, в какой стилистике интереснее работать.
Если не брать во внимание смешивание стилей, то исполнители проделывают хорошую работу в плане эмоций, характера, энергии. Это очень хорошая база для дальнейшего развития и становления исполнителей как профессионалов. Видно, что есть желание и любовь к танцу.
Но технически появляются вопросы к ним. На сегодняшний день существует много техник, которые развивают техничность тела танцовщика. Очень важно сейчас идти в ногу со временем. Обратите внимание на грамотность исполнения вращений, прыжков. Все движения исполняются достаточно резко. Обращайте внимание на мягкое плие, ощущения тела в пространстве, на раскрытые, вытянутые лини танцоров…»

«…Предлагаем обратить внимание на образность номеров и, отталкиваясь от идеи и мысли, искать интересную хореографию и перестроения, раскрывая эмоциональную и артистичную сторону. В этом будет ваша оригинальность и отличие от конкурентов.
В номере…нет отсылки на решение образа. Скорее всего, название возникло от музыкального материала. Необходимо углубиться в само название, оно не должно выбираться случайно. Попытаться раскрыть суть названия, что оно обозначает и какие образы могут возникнуть, когда мы говорим об агентах. Интрига, резкость движений, опасность, динамика.
В номере … не хватило огня. Музыка была живее и резвее по ритму, чем движения исполнителей. Нужно добавить артистизма и эмоций, яркости каждому движению и постараться догнать в этом плане музыку и ритм.
Важно не забывать, что Вы работаете в спортивном направлении, а значит Вашей основой являются спортивные элементы, перестроение рисунков и хореография. Девочек желательно дорастянуть. На сегодняшний день шпагатом на 180 градусов никого не удивить и нужно иметь прекрасную растяжку и владение телом…»

Номинация «Эстрадный вокал»

«…Видеоряд для произведения подобран интересный, удачно сочетается с выступлением ансамбля и эмоционально воздействует на зрителя. Аранжировка произведения соответствует образу. Поющие мальчики – это всегда плюс! Исполнение интонационно чистое. Вокальная партитура довольно простая, не очень интересная, поэтому сочетание голосов звучало не всегда убедительно…»

«…Исполняемое произведение интересное, достаточно сложное для исполнения в этом возрасте. Аранжировка хорошая. Интонационно звучит чисто. С материалом, который подобран удачно для юной вокалистки, девочка справляется уверенно. Динамика и фразировка добавляют эмоциональной выразительности в пении. Хореографические движения для усиления образа используются уместно. Единственное пожелание - можно сократить разговорные моменты в произведении…»

«…В плане работы, произведение полезно для достижения определенных вокальных навыков и приёмов. Музыкальные фразы довольно продолжительные и надо уметь правильно дышать и чувствовать во время исполнения песни, как расходуется дыхание на конкретной музыкальной фразе. Очень перспективная девочка. Отлично справляется с произведением. Поет музыкально, интонационно чисто, грамотная фразировка, хорошая кантилена. Пожелание – аккуратнее с окончаниями слов, «не съедать» их, верхушки не цеплять, так как этот приём звучит почти везде, а «пропевать» полноценно…»

«…Перспективная солистка, обладает индивидуальным тембром, артистична, харизматичная. Исполнительница достойно справляется с произведением, грамотная фразировка, разнообразная динамическая партитура. Произведение звучит интонационно чисто, но в модуляцию не сразу попала…»

«…Произведение интересное, соответствует возрасту и вокальным данным исполнительницы. Сложность в исполнении может заключаться в правильном выстраивании вокальной фразировки, а это – ударения, акценты, динамические оттенки, паузы. Вокалистка практически справляется с исполнением произведения и эмоционально у неё это получается, но допускает интонационные неточности и присутствует носовой призвук. У солистки красивый тембр, исполнение выразительное, музыкальное…»

«…Девочка отлично справляется с произведением в эмоциональном плане - «Театр одного актера». Поёт музыкально, по динамике хорошо, но интонационно не все звучит точно. Солистка поёт в основном в головном регистре, манера исполнения – не эстрадная…»

«…Сложность в исполнении может заключаться в правильном выстраивании вокальной фразировки, а это – ударения, акценты, динамические оттенки, паузы. Мальчик пытается справляться с произведением и эмоционально у него это получается, но всё же допускает интонационные неточности, так как не держит до конца фразы дыхание, не «пропевает» окончание фразы на опоре и звук «плывёт». Отсутствие боязни публичного выступления чувствуется в выступлении и выгодно отличает юного певца от сверстников…»

«…Однако при пении высоких нот не стоит забывать правила: чем выше нота, тем свободнее тело; гортань за звуком по инерции подниматься не должна; если чувствуете, что звук плоский или кричащий, то опустите корень языка. Пойте высокие ноты без подъездов; не тянитесь за высокими нотами подбородком, подбородок нужно опускать вниз, а не зажимать челюсть…»

«…Она справляется с произведением, прекрасно чувствует фразу, динамически точно, но интонационно в концах фраз звук «плывёт», так как не держит до конца фразы дыхание, не «пропевает» окончание фразы на опоре, сбрасывает звук с дыхания. Пожелание – аккуратнее с дикцией. Шипящие «С», «Ш», «Щ» западают в словах. Не увлекаться излишне вибрато…»

«…К сожалению, произведение вокалистке выбрано для конкурсного выступления не совсем удачно. Потенциал у солистки есть, приятный тембр, чувствуется сила голоса. Девушка справляется с произведением в эмоциональном плане, но в вокальном – присутствуют интонационные неточности, в конце фраз происходит «сползание» звука, так как исполнительница не держит до конца фразы дыхание… По динамике – немного однообразно, кульминационные моменты звучат форсировано…»

«…Можно отметить, что выбор произведения весьма удачный. Аранжировка интересная. Вокальная партитура достаточно сложная, поэтому небольшие недочёты всё же есть. Во 2 куплете в запеве лучше начинать не с унисона, а разнообразить вокальные партии. Вычистить интонационно все аккордовые звучания. Уделите больше внимания хореографической составляющей номера - если используете для усиления образа хореографию, то образ должен быть точным и читаемым, а не просто движения ради движения…»

«…Девочка пытается справляться с произведением, поет музыкально, но с интонационными неточностями, т.к. не держит до конца фразы дыхание. В кульминационном моменте пение в головном регистре не совсем удачно играет на образ, который создает очаровательная исполнительница. Чувствуется отсутствие боязни публичного выступления, что выгодно отличает девочку от сверстниц. Очень перспективная вокалистка…»

«…Красивый тембр. Свободно ведёт себя на сцене. Однако, присутствуют интонационные неточности, особенно при пропевании мелодии в восходящем движении. Пожелание – скачки вверх интонационно аккуратнее исполнять, согласные артикулировать активнее, так как согласные – это «активизаторы» дыхания. Неактивная артикуляция означает неактивное дыхание. Звонкие согласные в слове являются важными сигналами для слушателя и если их произносить активнее, то пение аудиторией воспринимается лучше…»

Номинация «Джазовый вокал»

«…Выступление … эмоциональное, образное. Манера исполнения, которой пользуется конкурсантка, свойственна жанру «Джазовый вокал». Использованы такие джазовые технические приёмы и средства выразительности, как: мелизмы, раскрывающие подвижность голоса, субтон, элементы речи, стилевое вибрато, филировка.
Вокалистка владеет смешанным звукоизвлечением, в пении присутствует - микст, головной регистр, высокие обертоны придающие голосу лёгкость и полётность, артикуляционная позиция звука соответствует стилю. Ритмическая организация у конкурсантки присутствует, свинг, чувство 2-ой доли, внутренний метроритм. Ощущение спонтанности и импровизации прослеживается. Джазовая аранжировка, которая используется для выступления вокалистки, прекрасно дополняет конкурсное выступление…»

«…Хочется начать с того, что джазовый вокал – это довольно сложная и требующая отдельного рассмотрения тема. Всех манит тема джазового вокала, но не все понимают, что такое «джазовый вокал» и чем он отличается от эстрадного. Конечно, эти два понятия связаны между собой. Оба направления - эстрадный и джазовый вокал – связаны, например, близкой речевой позицией. Но эстрадный вокал – это больше про глубину и чувственность исполнения, а джаз – это про музыку, импровизацию, технические приёмы. Джазовый вокал – это «инструментальный» вокал. Слушая джазовые композиции, мы слышим, что все инструменты в определённые моменты произведения играют соло, и голос здесь не исключение. Голос выступает отдельным инструментом со своей отдельной партией. Джаз для вокалиста – это: 1) чрезвычайная лёгкость исполнения; 2) гибкость и подвижность голоса, импровизация; 3) вторая доля; 4) ломаные ритмы, свинг. Ощущение «успеть за музыкой», но при этом иногда себя «немного тормозить», как бы играя с ритмом, придавая ему неповторимую пульсацию. Свобода и импровизация, игра со звуком – вот что важно для джазового исполнителя.
Манера исполнения, которой пользуется …, свойственна для эстрадного вокала. Использован преимущественно грудной регистр, тогда как для джазового пения используют больше смешанное звукоизвлечение - микст, головной регистр. Вокалистке не хватает высоких обертонов для лёгкости и полётности, что присуще джазовому вокалу. Так же артикуляционная позиция звука не соответствует стилю. Ритмическая организация у конкурсантки прямая, отсутствует свинг, чувство 2-ой доли, нет ощущения внутреннего метроритма…»

«…Чувствование ритмической организации джаза у конкурсантки присутствует, но на интуитивном уровне: вокалистка чувствует пульсацию ритма, 2-ую долю, но еще не контролирует это. Джазовая аранжировка, которая используется для выступления вокалиста, не делает его джазовым певцом…»

Номинация «Народный вокал»

«...Прежде, чем сказать об исполнительнице, важно исходить из того, что любой факт культуры, большой или маленький, втянут контекстно в общий современный культурный текст, то есть в нем будут просматриваться элементы вкусового влияния эпохи и на произведение и на человека. Современная эпоха - эпоха многостилевая, полижанровая, процессы взаимопроникновения и функционирования разных стилей в одном произведение стали почти повсеместными.
Исполнение … - яркий пример этого явления. Девочка с богатыми природными данными, и голосовыми, и внешними. Внутренняя гармоничность, внешняя привлекательность, работа с голосом и текстом просто покоряют. Однако, есть ощущение трафаретности, традиционной похожести, характерной для массовой культуры, соединения народного и эстрадного манер пения, легкого налета «взрослой» игры и оценок, что усиливается аккомпанементом. Для народного «бытия» песни важно искать вариант глубинного проживания драматургии песни, особенно в детской среде и поисков органичного для этого возраста пластической (физической) культуры поведения…»

Номинация «Исполнители на народных инструментах»

«…Выбор произведения очень оригинальный – это свежее и интересное решение в вопросе переложения этого знаменитого сочинения В. Гридина для 2х баянов и фортепиано. Выступление ансамбля очень образное, видно, что участники ансамбля слушают себя. Однако хотелось бы обратить внимание на некоторые недочеты.
Прослеживается не достаточный темп и эмоциональный накал в исполнении. Аккомпанемент на фортепиано звучит очень ровно и статично, из-за чего он не всегда "стыкуется" и не подчиняется мелодическому и гармоническому строению в партии баянов. Для баянистов можно порекомендовать более легкий штрих. Не следует забывать исполнителям о том, что это произведение является органичным синтезом фольклора и эстрады, что, безусловно, должно отражаться в манере исполнения (развлекательный жанр - особенно в крайних частях)…»

«…Для более убедительного художественного результата следует выразительно исполнять не только вокальную партию. При игре на балалайке важно больше внимания уделить интонированию музыкального материала, а также следить за ритмичностью исполнения. Более выразительное интонирование темы, ее метроритмически точное исполнение на инструменте, прекрасно дополнит и поддержит вокальную партию, что позволит создать целостный и более художественно убедительный образ пьесы.
Во вступлении и заключительной части пьесы при исполнении приемом бряцание для передачи образа можно порекомендовать играть более собранной правой рукой. Излишняя свобода указательного пальца правой руки смягчает звук и не позволяет четко передать характер стука копыт.
Также чтобы не снижать художественный уровень исполнения, для лучшего звучания следует более точно настроить балалайку...»

«…Чтобы передать яркий характер музыки, следует более выразительно интонировать тему и стремится в ней к более ясной фразировке. Также выразительно следует исполнять и подчеркивать тему в тех фрагментах, где она проходит в вариационном изложении (фигурации шестнадцатыми нотами)…При исполнении флажолетов ощущается определенная двигательная неловкость, что периодически приводит к техническим недочетам. Поэтому следует обратить внимание на работу правой руки и отработать технику исполнения приема не на художественном материале, а отдельно. К примеру, можно использовать инструктивный материал (это может быть лишь фрагмент гаммы на одной струне), либо исполняя натуральные флажолеты. Это позволит сфокусироваться на технике исполнения флажолетов, выработать необходимые исполнительские навыки, что в дальнейшем позволит с успехом их исполнять во всех последующих сочинениях…Также обращает на себя внимание техника исполнения двойных нот. Используя туше нажим при игре интервалов иногда вместо одновременного взятия звуков возникает эффект арпеджио, то есть двойные ноты звучат не одновременно, а по очереди. Чтобы избежать подобного технического недочета целесообразно добавить небо более резко совершать движения вниз/вверх по двум струнам. Однако при этом, безусловно, важно не допускать резкого и грубого звучания…»

«…Многие ошибки обусловлены постановкой правой руки, которая существенно ограничивает технические возможности девочки…В игре следует осмысленнее использовать прием апояндо, применяя его только в местах, обусловленных художественной задачей…Также стоит работать над ровностью звука при исполнении арпеджио…Особое внимание следует уделить положению пальца p, он часто находится без опоры и в значительном отдалении от остальных пальцев. Вследствие этого совершается огромное количество нецелесообразных и нерациональных движений, которые в дальнейшем (особенно при исполнении подвижной музыки) могут очень серьёзно ограничить исполнительскую свободу. В конкретном произведении эта проблема особенно заметна при исполнении тремоло…»

Номинация «Инструментальная музыка»

«…Пьеса очень интересная, но, к сожалению, для большей части ансамбля слишком сложная в техническом плане, из-за чего основные задачи, которые ставятся перед ансамблем, остались не выполненными. Потенциал у ребят определённо имеется, они играют с энтузиазмом и настроением. Однако, это произведение не раскрыло их мастерство. В первую очередь, хотелось бы пожелать снизить сложность репертуара, выбрать более простое, подходящее для всех участников ансамбля, но при этом интересное произведение. Также необходимо тщательнее отрабатывать фразировку, интонацию, ритм и совместность (синхронность штрихов)…»

«…В выступлении прослеживается безусловно большая и внимательная работа педагога и коллектива. Аранжировка на такой состав сохраняет бережное отношение к тексту, гармоническую точность и выдержку всей мелодической линии. Однако в качестве пожеланий необходимо выделить следующие:
1. Чистота интонации не выверена до конца, что всегда представляет большую сложность, особенно для смешанного и флейтового ансамбля.
2. Исполнение такого произведения требует более насыщенного внутреннего темпо-ритма.
3. Звуковой, тембральный баланс необходимо довести до нужного уровня, т.к. мелодическая линия саксофона значительно " перевешивает" весь ансамбль.
4. К сожалению, исполнители в силу своего возраста и мастерства играют не вполне осознанно, так как это довольно непростое произведение.
5. Стиль произведения не доведен до традиционного исполнительского звучания.
6. В произведении кантиленного характера требуется больше динамических оттенков, динамического "рельефа".
7. Партия вибрафона в данной аранжировке не дала желаемой тембральной окраски.
8. Необходимо "смикшировать" партию фортепиано, т.к. иногда наблюдается звуковой перевес.
Несмотря на все пожелания, выступление ансамбля очень достойное и важно отметить, что сделать качественное выступление такого состава музыкантов - дело очень сложное, а поэтому "браво" педагогу!»

«… выступила очень достойно. Можно порекомендовать подумать о посадке. Возможно, это связано с педалью, до которой ей не дотянуться при более высокой посадке. Сейчас у неё рука идет от плеча вниз, от локтя вверх и после кисти опять вниз – потенциально это может привести к проблемам в дальнейшем. Как вариант, существуют специальные педали для маленьких детей, тем более что это ненадолго, так как девочка скоро вырастет. Что касается музыки, в целом хорошо, видно, что она слушает себя и это большой плюс. Можно порекомендовать немного разнообразить этот «лунный пейзаж» - чуть свободнее cresc. и dim., может быть добавить poco accel. в движении вверх и, соответственно, poco rit. вниз, то есть как-то наполнить жизнью…»

«…Ансамбль выступил вполне достойно, образно. Однако, в начале произведения пропадает часть аккомпанемента. Возможно, это связано с некоторой боязнью участников играть «полнозвучной» рукой. Следует обратить внимание на то, что мелодия почти всегда начинается с акцента, что является нехорошим признаком. Одной из причин этого может являться то, что внутри длинной фразы не хватает такого же длинного дыхания и часто происходит тактирование. Не совсем понятна кульминация произведения – подход к ней есть, а самой её нет. Также хотелось бы отметить, что по балансу уступает второй рояль, поскольку он меньше. В этом случае уместно было бы прикрыть крышку первого рояля для акустического равновесия…»

«…Для усиления красок произведения можно ярче исполнять акценты во вступлении за счет ослабления неакцентированных нот. Также можно длиннее делать динамические линии – cresc и dim…Если удастся уйти от «пианинного» звучания, то в середине будет смена и характера, и звука. Иначе, получается по сути то же самое, только медленнее…»

«…При исполнении не всегда хватает качества в правой руке в мелких нотах. Почти везде слабо играется затакт, а ведь в нем не только мелодическая и интонационная функция, но и «энергетический заряд», без которого не хватает праздничности этой музыке. Он (затакт) как бы остается внутри того такта, где написан, хотя по смыслу ведет вперёд... В середине произведения можно более интересно показать смену образов. Не стоит торопиться, поскольку это создает суету. В репризе также уделить внимание скорости игры – не могут большие колокола быстро звонить. Этот этюд не на скорость…»

«..Однако, следует обратить внимание, что sforzando немного грубоватые. Попробуйте их играть не «от локтя», а брать всем весом – тогда они будут яркими, но не грубыми, как сейчас. Сам темп хотелось бы сдвинуть, а также стремительней можно взлетать восьмыми вверх. Если дольше держаться в piano перед forte, то длинные динамические линии будут выстраиваться лучше. Следует больше внимания уделить моменту кульминации, здесь подход к ней не совсем удался...»

«…А вот с музыкальной точки зрения нужно еще поработать. К сожалению, часто забывается, что этюд - это такое художественное произведение, у которого есть свое начало, развитие, кульминация, драматургия, только с уклоном в развитие техники. В данном случае у неё получился набор технических приемов, сыгранных подряд…Возможно, это не то сочинение, где она могла бы себя показать с лучшей стороны. Но исходя из него, тяжело сделать вывод о её музыкальности, хотя можно делать вывод о её технической оснащенности, и со вторым у нее проблем нет…»