Проблемы педагогики эстрадно-джазового вокала. Коротеева С.В. – Федерация «Роза Ветров»
+7 (495) 108-07-18
+7 (925) 504-81-18
festival_rv@list.ru

Проблемы педагогики эстрадно-джазового вокала. Коротеева С.В.

Коротеева Светлана Викторовна
Профессор Московского гуманитарного университета (МосГУ),
Преподаватель кафедры эстрадно-джазового пения МосГУ,
художественный руководитель Детского вокального ансамбля «СветАфор»,
Член Попечительского Совета Детского Благотворительного Фонда «АРТ Фестиваль-Роза Ветров»

Проблемы педагогики эстрадно-джазового вокала.
Вокальные техники в современной популярной музыке.
Сохранение традиций.

Голос – это тайна! Это то, что нам дано от рождения. Звук – это нечто неосязаемое. Мы не можем его потрогать или увидеть. Мы не можем даже слышать, как он в реальности звучит, поскольку наши уши одновременно ощущают как внешний, так и внутренний звук. Вот почему многие, услышав в первый раз звучание своего голоса в записи, часто не могут узнать себя.

Обучение вокальному искусству открывает новые возможности, дарит радость и делает жизнь ярче. Уроки вокала – это целая система, которая охватывает все стороны физического, технического и эмоционального становления, воспитания и развития певца.

Под «физическими» мы понимаем дыхательную и мышечную систему, гортань и горло, резонаторы. «Техническое» – предполагает владение регистрами, применение нюансов, приёмов, филировку, кантилену и подвижность, полноту диапазона и связное звучание. «Эмоциональный» спектр охватывает комплекс певческой чувствительности, эмоциональности и артистизма, который в свою очередь, требует определенной технической подготовки и уровня мастерства.

Значение знаменитого постулата лучших итальянских школ – Si canta col meccanismo, non voce (мы поём механизмом, а не голосом) очевидно как для процесса обучения пению, так и для профессиональной деятельности певца. Иными словами работа ведётся не посредством эксплуатации природных ресурсов, а за счёт выработки и развития в певце координации определенных вокальных навыков. Известный тенор Джакомо Лаури-Вольпи в одной из своих книг задает вопрос: «Каково же назначение школы?» И сам же отвечает: «Создать инструмент!»

Создание инструмента дело тонкое, не менее важное – это настройка инструмента и поддержание его жизнедеятельности.

Энрико Стинкелли в своей книге «Звёзды оперы» говорит о том, что – «Каждый имеет свой собственный вокальный инструмент. Каждый из нас уникален, но имеется лишь одна техника. И тот факт, что многие умудряются петь другой техникой, ничего не означает. Есть голоса, как железо, которые выдержат любую обработку. Однако они имеют серьёзные дефекты»   

Вот почему очень важно начинающему певцу найти для своего голоса грамотного настройщика голосового инструмента. Такими настройщиками Голоса всегда были педагоги по вокалу.

Педагог (от греческого paidagogos – воспитатель) – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. (Большой энциклопедический словарь)

В наши дни все чаще уроки по вокалу предлагают вокальные коучи или, так называемые, вокальные тренеры.  Разберёмся более подробно, кто такие Коучи и Тренеры. Оба эти слова заимствованы из других языков.

Коучинг – термин, обычно используемый в области бизнеса, управления, построения жизни или карьеры. В обязанности Коуча входит выработка определенных психологических установок у клиентов, при этом он не учит, не наставляет, не дает ответы. Его задача – вдохновлять и  правильно задавать вопросы, чтобы человек, отвечая на них, сам видел пути исполнения своих целей и задач. 

Тренер же выполняет больше техническую роль. Обратимся к  словарям:

  • Вот как трактует это понятие Большая советская энциклопедия – «Тренер – преподаватель физической культуры, специалист в определенном виде спорта. Ведёт учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства спортсменов».
  • Следующее определение дает в своем толковом словаре Д.Н. Ушаков – «Тренер – человек, профессионально занимающийся тренировкой какого-нибудь (спортсмена, приручаемого животного).
  • «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» составленный под редакцией А.Н.Чудинова переводит это слово с французского, как – подвергающийся тренировке. Тренер тот, кто тренирует т.е. подготавливает лошадь к бегам и скачкам.

Кто Вам больше подходит в Вашем стремлении научиться петь красиво, и овладеть вокальной техникой, выбирать, конечно же, только вам. Вот как отвечает на вопрос – как нужно подбирать себе учителя пения, знаменитый американский вокальный педагог Сэт Риггс:
«Прежде всего, вы должны определить, является ли данный педагог преподавателем техники пения (который учит, как петь), или же он является тренером по вокалу (который учит, что петь). Первый из этих двух типов является наиболее предпочтительным, потому что, не обладая техникой свободного и чистого пения во всём своём диапазоне, вы сможете работать только над очень ограниченным количеством вокального материала. Новичку очень трудно найти хорошего преподавателя техники пения. Большинство так называемых преподавателей вокала, являются на самом деле «поводырями» вашего голоса…
…Многие педагоги передают по наследству своим ученикам те же проблемы, которые убили их карьеру и заставили заниматься преподаванием. Прежде чем заниматься с педагогом, попросите его продемонстрировать его собственные возможности – особенно умение преодолеть переходные участки диапазона. Прослушайте своего учителя!..
…Старайтесь попасть к тому преподавателю, который работает как с мужчинами, так и с женщинами. Если педагог владеет техникой вокала, то он/она может работать с учениками любого пола и возраста…
…Разучивание песен не заменит вам занятий техникой пения….»

Я посчитала возможным процитировать значительное количество текста из книги Сэта Риггса «Пойте как звёзды», поскольку мои мысли тождественны мыслям которые транслирует Сэт Риггс в области вокальной педагогики, а собственный педагогический опыт накопил достаточное количество моих «вокальных удач», и моих «вокальных реанимаций».

Говоря о сохранении отечественных вокальных традиций, хотелось бы напомнить, что оформление русской национальной школы пения связывают с именем Великого русского композитора, певца и преподавателя пения – М.И.Глинки, основой которой является индивидуальный подход в обучении солиста.

Свое образование Михаил Иванович получал в Петербурге, он обучался у известных музыкантов того времени – скрипача Франца Людвига Бёма – солиста оркестра Петербургской императорской труппы, и также брал уроки  у известного ирландского композитора, пианиста-виртуоза Джона Брауна Фильда, который большую часть жизни провёл в России и  связал свою судьбу с русской музыкальной культурой. Певческие навыки Глинка приобретал у итальянцев, с 17 лет он обучался у домашнего учителя Тодди, а затем – Беллоли. Возросший интерес к итальянской музыке приводит композитора  в 1830г.  в Италию, где он  продолжает заниматься вокалом и композицией, изучает итальянскую оперу.

Несмотря на своё страстное увлечение итальянской музыкой и вокальным искусством для М.И.Глинки, также как и для многих других прогрессивных  общественных деятелей России становится очевидным, что назрела  проблема обучения  широко образованных русских певцов и певиц. И в 1862г. в С.-Петербурге открывается первая консерватория, а через столетие, в 1966г. открывается консерватория в Москве. Поскольку собственных преподавателей вокала в России не имелось, то на службу приглашались итальянские специалисты. В разные годы в консерваториях работали известные итальянские педагоги, имевшие богатый опыт выступлений на мировой оперной сцене: Умберто Мазетти, Антонио Котоньи, Каролина Ферни-Джиральдони, Камило Эверарди – яркие представители искусства bel canto.

Для справки – Камило Эверарди был преподавателем знаменитого русского лирического тенора Дмитрия Андреевича Усатова, у которого брал уроки пения Фёдор Иванович Шаляпин. Когда Эверарди узнал, что Шаляпин учился у Усатова, он сказал: – Ти моя внучка!…

Моим педагогом по вокалу была Татьяна Николаевна Маркович, которая в свою очередь являлась ученицей Нины Александровны Вербовой (профессор, зав.кафедрой сольного пения и декан вокального факультета института им.Гнесиных). Н.А.Вербова была ученицей Ольги Федоровны Федоровской, а О.Ф.Федоровская, в свою очередь обучалась пению у Юлии Николаевны  Вишневецкой.

«Ю.Н.Вишневецкая –  вокальный педагог, обучалась пению вопреки запретам родителей в Петербургской консерватории (класс К. Эверарди), по окончанию которой уехала в Москву и занялась педагогической деятельностью. Её метод преподавания был основан на данных физиологии, фонетики и изучении артикуляции русской речи. Чуткий знаток русского стиля, в своей педагогической практике следовала идейно-художественным принципам М.Глинки, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова» (Большая биографическая энциклопедия).

Иными словами в моём вокальном воспитании прослеживается «итальянская вокальная родословная», вот почему я в своей преподавательской деятельности ссылаюсь и использую  Итальянскую технику и школу, опробированную и оточенную временем. Кто-то  мне может возразить, что это – Old School, однако всё новое, как известно, это хорошо забытое старое.

Крупнейшим и известным педагогом, основоположником эстрадно-джазовой школы в России считается Владимир Христофорович Хачатуров (Хачатурян). Долгое время он был одним из ведущих преподавателей отделения эстрадного пения в музыкальном училище им.Гнесиных (эстрадный филиал на Б.Ордынке), после 1993г., училище было переименовано в Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства. Свою  вокальную методику эстрадно-джазового пения В.Х.Хачатуров создал на основе итальянской школы пения. Будучи сам прекрасным певцом и выдающимся артистом, исполнявшим как классическую, так и современную музыку он всегда говорил «Эстрадная манера при классической вокальной школе». Увы, не все понимали и не понимают до сих пор, основную мысль которую он вкладывал в основу своей методологии, что манера исполнения может быть какой угодно (джазовая, попсовая, роковая, эстрадная), но при этом Школа (вокальная школа) – только классическая итальянская.

Сейчас уже мало, кто вспомнит, но эстрадный филиал Гнесинского училища был создан на базе музыкального училища им. Октябрьской Революции, где начинали свою педагогическую деятельность М.Л.Коробкова, В.Х.Хачатуров, Т.Н.Маркович, на базе которого потом был образован эстрадный филиал Гнесинского училища. Через некоторое время к «могучей кучке» преподавателей присоединилась Н.З.Андрианова, которая в дальнейшем, в течение 25 лет была заведующей отделением эстрадного пения  эстрадного филиала Гнесинского училища, а потом ГМУЭДИ.  Все педагоги были выпускниками института им.Гнесиных ( за исключением М.Л.Коробковой, которая закончила Московскую Государственную консерваторию им.Чайковского), и проповедовали основные постулаты итальянской школы – «Пение – есть дыхание», «Дыхание и свобода», «Форма рта определяет качество звука».  Мне посчастливилось учиться в это «золотое время», поэтому эта информация практически из первых рук. 

В последнее время особенно востребованы  PR технологии, которые позволяют рекламировать и продвигать услуги огромного количества вокальных педагогов всех мастей и рангов. Однако «могучая кучка Гнесинского училища» не нуждается в пиаре, всё скажут имена выпускников:

М.Л.Коробкова. Выпускники:

  • Ирина Отиева – советская и российская джазовая и эстрадная певица, композитор, лауреат международных конкурсов,заслуженная артистка России
  • Андрей Сапунов и Алексей Романов – солисты рок-группы «Воскресенье»
  • Олег Слепцов – солист легендарной группы «Самоцветы», преподаватель джазового вокала
  • Юрий Шихин – певец, солист оркестра Олега Лундстрема, преподаватель джазового вокала (Государственная классическая академия им. Маймонида)
  • Наталья Кудрявцева – певица, солистка оркестра п/у А.Кролла
  • Елена Крашевская, Анастасия Макаревич и Анна Плетнёва певицы, солистки ансамбля «Лицей»
  • С.Г.Панова – джазовая певица, преподаватель джазового вокала (Государственная классическая академия им. Маймонида)

В.Х. Хачатуров. Выпускники:

  • Татьяна Марцинковская – советская, российская, ныне американская певица и педагог по вокалу, лауреат международных и всероссийских конкурсов 
  • А.М.Билль – певец, педагог, продюсер
  • Юлия Началова – эстрадная певица, телеведущая
  • Теона Контридзе – джазовая певица, телеведущая, джаз-панк дива
  • Марк Тишман – эстрадный певец, композитор и телеведущий
  • Мгер – певец, звезда Армении
  • Михаил Панфёров – певец, актер, солист группы «Республика», артист театра Моссовета
  • Эдуард Качарян – певец, участник проекта «Голос»
  • Теона Дольникова – певица, актриса, артистка мюзиклов
  • Бабурян А.И., Кириллова Е.В. – вокальные педагоги,  преподаватели эстрадно-джазового вокала ИСИ

Н.З. Андрианова. Выпускники:

  • Валерий Анохин – эстрадный певец, артист мюзиклов
  • Василий Акимов – рок-певец, солист рок-группы «Мономах»
  • Мурат Насыров – певец, композитор обладатель Гран-При конкурса Ялта 91
  • Нина Шацкая – заслуженная артистка России, певица, исполнительница романсов
  • Полина Гагарина – эстрадная певица, заслуженная артистка России, заняла второе место на конкурсе Евровидние 2015
  • Сергей Куприк – певец, заслуженный артист России
  • Сергей Пенкин – заслуженный артист России, певец, композитор и актер
  • Ирина Круг – певица, лирический шансон
  • Анжелика Варум – эстрадная певица, заслуженная артистка России
  • Жасмин – эстрадная певица, заслуженная артистка Республики Дагестан
  • А.С. Поляков – вокальный педагог, преподаватель эстрадно-джазового вокала (в разные годы ГМУЭДИ, РАМ им.Гнесиных, МГУ), автор книги «Методика преподавания эстрадного пения»

Т.Н. Маркович. Выпускники:

  • Ольга Кормухина – певица, заслуженная артистка России, лауреат всероссийских конкурсов
  • Татьяна Шаманина – певица,  участница проекта «Голос», солистка группы «Guru Groove», лауреат всероссиских конкурсов
  • Тина Кузнецова – певица, участница проекта «Голос», солистка группы «Zventa Sventana»
  • Анна Осипова (Юта) – певица, автор-исполнитель своих песен, композитор
  • К.В. Рощин – певец, композитор, преподаватель эстрадно-джазового вокала ГМУЭДИ
  • С.В. Коротеева – певица, дипломант конкурса Ялта 91, вокальный педагог (в разные годы ГМУЭДИ, ИСИ, МосГу)
  • А.Ю.Степанов – певец, композитор,преподаватель эстрадно-джазового вокала ГМУЭДИ, ИСИ
  • И.Е.Богуцкая, И.М.Михайленко – вокальные педагоги, преподаватели эстрадно-джазового вокала ИСИ

У каждого из моих любимых педагогов моей «Альма-матер» уже имеются (как выразился однажды К. Эверарди) свои «вокальные внуки». Позволю себе перечислить своих выпускников:

  • Анастасия Макеева – певица, актриса, телеведущая
  • Niloo – обладательница  Приза Хрустальная волна 2012  на конкурсе Новая Волна в Юрмале
  • Вахтанг Каландадзе – битбоксер, певец и композитор
  • Альбина Джанабаева – певица, экс-солистка ВИА ГРА
  • Катя Рябова – дважды участница конкурса Детское Евровидение
  • Алексей Кудрявцев – певец, участник проекта «Хочу к Меладзе»
  • Александра Карабешкина – лауреат конкурса Славянский Базар, обладательница специального приза от президента Республики Беларусь в Витебске

Конечно, невозможно перечислить в данной статье  всех выпускников легендарных педагогов, однако, их имена  достаточно красноречиво говорят об уровне и высоком профессионализме мастеров вокальной педагогики, которые стояли у истоков зарождения и формирования Российской эстрадно-джазовой школы.

Всё чаще в интернете и на мастер-классах звучит вопрос – как научиться петь по-американски? Или студенты-первокурсники, которые с первого же урока просят  научить их вокальным приёмам и фишкам, однако  занятия техникой пения считают  пустой тратой времени. При таком «подходе» к освоению вокального искусства, становится очевидным, что на родном языке, начинающие певцы скоро, и петь-то разучатся. Эта тенденция особенно наглядно прослеживается  на различных детско-юношеских вокальных конкурсах, когда конкурсанты достаточно ярко поют англоязычные песни и совершенно беспомощны при исполнении песен на русском языке.

Проблему сохранения  национальных песенных традиций, артикуляции русской речи в пении  обозначали в свое время такие корифеи русской музыки, как А.С.Даргомыжский, М.И.Глинка, А.Н.Серов, В.В.Стасов, П.И.Чайковский и др., которые отмечали «пагубное влияние чрезмерного засилья «италомании» на русскую национальную сцену».

Не смотря на то, что я отношу себя к категории педагогов, которые дорожат интересами родной культуры, а также к категории людей, неравнодушных к судьбе отечественных достижений в области искусства, вынуждена признать, что – мир не стоит на месте, он очень динамично развивается и меняется, и музыка в том числе. Особенно музыка современных вибраций. Поэтому если раньше вокальное искусство в нашей стране разделяли на академическое, народное и эстрадное пение, а в дальнейшем на эстрадно-джазовое пение, то в сегодняшних реалиях эстрадно-джазовое пение – это калейдоскоп различных стилей, техник, манер, вокальных приёмов. И сейчас  всё это разнообразие, на мой взгляд, невозможно обозначать этим термином – эстрадно-джазовое пение, т.к.  существуют и тяжелый рок, и ритм-энд-блюз, и латино, и соул, и джаз, и фанк, и этно, и психоделика и многое другое. Для того чтобы обобщить все эти направления, гораздо лучше, подойдёт термин – Современный вокал.

Все эти направления стали возможны благодаря определённым историческим и социально-художественным явлениям, которые ярко отражают характерные черты психологического склада различных народов, языков, музыки и поэзии. 

И, поскольку в нашем динамично меняющемся мире всё стремительно переплетается между собой, то очевидно будет меняться и трансформироваться подача музыкального и вокального материала в сфере развлекательной индустрии. Неизменным останется только одно – «Школа и Техника пения».

Человечество накопило огромный объём знаний, их передача осуществляется от учителя к ученику. Несмотря на то, что первоначально термин «школа» означал именно образовательное учреждение, со временем школой стали называть научные и философские направления, тесно связанные с  именем их основателя, сутью или местом.

На сегодняшний день в области вокальной педагогики мы имеем такое огромное количество различных «Школ имени себя», что и не сосчитать. Интернет пространство пережёвывает и выплёвывает из своих недр огромное количество рекламных «зазывалочек», где предлагаются уроки вокала «от нуля до профессионала, с первым бесплатным уроком» и заканчивая такими «монстрами» как Estil Voice Training и Complit Vocal Tehnique, последователи и пропагандисты которых утверждают, что они учат петь в соответствии с «научными методами». В настоящее время в крупных городах России проходят регулярные вокальные семинары и тренинги EVT и CVT, и вместе с ними в вокальную педагогику хлынул огромный поток новой англоязычной терминологии. Однако «жонглирование» терминами не означает умения передать педагогические знания для формирования правильных вокальных навыков и овладения техникой пения.

Проблему «терминологической катастрофы, которая имеет место в настоящее время в сфере голоса» обозначил еще в 2009г. практикующий врач-фониатр Лев Борисович Рудин в своей книге «Основы Голосоведения». 

А вот, что пишет об адептах вокальной педагогики, которые утверждают, что они учат петь в соответствии с «научными» методами, подкрепляя свои тренинги терминами – анкеровка, суппорт, тванг, белтинг, кёрбинг, край, фрай и т.д., вокальный педагог Сэт Риггс:
«Многие преподаватели в недавнем прошлом стали жертвой так называемой «науки о голосе». Когда что-то ассоциируется со словом «наука», это автоматически прибавляет ауру истины. Такая ситуация привлекательна как для  преподавателей, так и для студентов, которые с радостью хватаются за всё, что даёт им надежду разобраться в какой-нибудь очень сложной проблеме.
Естественно ваш голос работает в соответствии с научными принципами. Но эти принципы могут нарушаться теми, кто не умеет ими пользоваться. Авторитетные адепты «науки о голосе» многие годы пытались использовать научные открытия применительно к вокальной технике. Они провели некоторые замечательные наблюдения за голосом во время пения. Но это всего на всего – наблюдения.
Наука, тем не менее, это не только знание, полученное в результате наблюдений, но и практические результаты, полученные на основе этих знаний. Что касается пения, то такие практические результаты могут быть получены только при помощи специальных упражнений, развивающих вокальную координацию, при помощи которой появляется возможность звукоизвлечения в речевой позиции. Самый знаменитый представитель «науки о голосе» из тех, кого я знал, даже не мог петь головным голосом, а в той части его диапазона, в котором он мог петь, всё звучало мрачно, утробно и сухо». (из книги «Пойте как звёзды»)

Лично у меня создалось впечатление что, новая терминология, которая активно нам навязывается представителями «науки о голосе» – это гениальный маркетинговый ход. Так сказать, рыночная философия, которая направлена на сбыт продукции, в данном случае в сфере предоставления услуг в области вокальной педагогики. И это, конечно  лучше, чем совсем ничего, но гораздо хуже, чем что-то хорошее, проверенное временем.

Голосом человек выражает эмоции в пении, именно эти эмоции придают голосу тот или иной окрас. И я думаю, что Фредди Меркьюри меньше всего думал, чем он поёт – твангом или овердрайвом. А Кристина Агилера вряд ли задумывается во время пения, что она чередует – эдж с добавлением тванга, бэлтинг или дисторшн…

Маэстро Сэт Риггс довольно успешный и уважаемый вокальный педагог современности, однако и его некоторые  утверждения мне представляются не совсем корректными. Например, его утверждение, о том что «важность дыхания во время пения довольно длительное время слишком преувеличивалась, и правильное дыхание является побочным продуктом правильной техники пения»,  перечёркивает многолетний опыт, и выдающиеся результаты которые до сих пор демонстрирует итальянская школа «Bel canto». Сам слоган, который Сэт Ригсс использует в основе своей методики, а именно «пение в речевой позиции», вероятно, имеет право на существование, но не в русской фонетической среде, поскольку артикуляционный уклад английского и русского языка различный. Артикуляционный уклад – это привычное для носителей языка и постоянно поддерживаемое положение органов речи, как в момент речи, так и в состоянии покоя. Поэтому, то, что удобно пропеть в «речевой позиции» носителю английского языка (ведь они не задумываются о том, как они говорят), совершенно неудобно и не понятно русскоязычному исполнителю. В английском языке согласные [p,t,d,k,h]  изначально произносятся на проточном дыхании, в следствие чего «тащат» за собой длинные гласные. Только после того как проведена коррекция звуков у русских певцов пытающихся петь на английском языке, и при соответствующей тренировке артикуляционного аппарата, возможно приблизиться к разгадке тайны «пение в речевой позиции».

На самом деле, петь на английском языке, так же как на итальянском, французском – очень полезно, поскольку языки очень певучие, большинство слов одно-  или двух-слоговые, в отличие от много-слоговых русских слов. Плюс, опять-таки тренировка артикуляционного аппарата, и знакомство с тонкостями вокального исполнительства в различных стилях и жанрах, которые предлагает музыкальная культура других народов.

И не важно, какую учёную степень или «звездный статус» имеет преподаватель вокала, самое главное, он должен уметь научить каждого своего ученика, не зависимо от того мужской это голос или женский, петь легко и свободно на всём участке  диапазона в единой слитной манере, создавать образ, передавать характер и эмоции.  И когда голос будет окрашен мыслями исполнителя, он подарит певцу новые вокальные возможности которым, вполне возможно в будущем, «наука о голосе» даст новые названия.

Статья размещена на официальном сайте Детского Благотворительного Фонда «АРТ Фестиваль – Роза Ветров»
13 марта 2019 года